
4 ноября
День народного единства
Общая информационная справка
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В современной России его начали праздновать
сравнительно недавно – в 2005 году, тогда центром торжеств стал Нижний Новгород, где был открыт
памятник Минину
и Пожарскому. Эта скульптурная группа является уменьшенной копией памятника, который
расположен на Красной площади в городе Москве. С тех пор все основные мероприятия в День народного
единства проходят у двух этих памятников. Однако корни праздника уходят глубоко в историю.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение
во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от
польских интервентов. С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в
России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили
представители различных сословий: боярская дума и духовенство – высшее сословие; дворяне – среднее
сословие, казаки, стрельцы, посадские люди и крестьяне – низшее сословие, избрали нового царя —
представителя династии Романовых Михаила Федоровича.
День единства всех российских народов, день спасения России от самой большой опасности, которая
когда-либо ей грозила, – это возрожденный праздник со своей историей, день памяти Казанской
иконы Божией Матери. Это совпадение не случайно. По сути, «осенняя Казанская» – это и есть День
народного единства, но только в церковном календаре. Известно, что икона была принесена в ополчение
по распоряжению Святейшего Патриарха Гермогена. Перед ней молились Минин и Пожарский, она
сопровождала ратников в походе. Именно в благодарность за избавление в 1612 году Москвы и всей
России от интервентов и был установлен праздник в честь иконы Казанской Божией Матери. Общерусское
празднование было установлено в 1649 году царем Алексеем Михайловичем. Отмечали этот день в
течение трех столетий, вплоть до 1917 года.
Базовые национальные ценности, на развитие которых направлено содержание федеральной концепции:
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, историческая память и преемственность поколений,
справедливость, единство народов России, высокие нравственные идеалы.
Целевые ориентиры:
Гражданское воспитание: обучающийся
Красноярский край
⎯ понимает сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории
российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания;
⎯ принимает участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание: обучающийся
⎯ сознает свою национальную, этническую принадлежность, любит свой народ, его традиции,
культуру;
⎯ проявляет уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, проживающих в родной стране;
⎯ проявляет интерес к познанию родного языка, истории
и культуры своего края, своего народа, других народов России.
Духовно-нравственное воспитание: обучающийся
⎯ знает и уважает духовно-нравственную культуру своего народа, ориентирован на духовные ценности
и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с
учётом национальной, религиозной принадлежности).
Эстетическое воспитание: обучающийся
⎯ ориентирован на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Срок реализации: до 4 ноября
Общие хештеги мероприятия: #Росдетцентр #НавигаторыДетства #НавигаторыДетства24 #деньединенияНД
Красноярский край
Механика проведения
1. Мероприятия и форматы, разработанные активом обучающихся
и педагогическим коллективом образовательной организации с учётом рабочих программ воспитания по
уровням (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) на
основе традиций образовательной организации.
2. Настольная игра «В путешествие по России» Рекомендуемый возраст: 7-11 класс.
Советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
предлагается провести настольную игру «В путешествие по России». Для реализации игры необходимо
распечатать игровое поле, карточки и фишки.
Игровые компоненты и сценарий проведения по ссылке.
3. Онлайн активность «Народная мудрость» Рекомендуемый возраст: 1-11 класс.
Советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
совместно с обучающимися предлагается провести онлайн активность «Народная мудрость». В рамках
акции участники публикуют в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на своих личных
страницах в социальной сети «ВКонтакте» фольклорные особенности своего региона. Это могут быть
сказки, легенды, песни и др., принадлежащие только тому субъекту Российской Федерации, области,
городу, населенному пункту и т.д., в котором проживает участник. При публикации используйте хештег
#народнаямудростьНД.
4. Интеллектуальная игра «Колесо истории» Рекомендуемый возраст: 5-9 класс.
Советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
предлагается провести интеллектуальную игру
«Колесо истории». Основа мероприятия выстраивается на двух блоках:
⎯ история России, многообразие ее народной культуры;
⎯ история малой Родины.
Цель мероприятия: осознание единства народов России через культуру
и историю, а также понимание фольклорного, культурно-исторического наследия своей малой Родины.
Материалы к проведению по ссылке. Приветствуется творческий подход.
5. Графический флешмоб «Шар дружбы» Рекомендуемый возраст: 1-4 класс.
Красноярский край
Советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
совместно с обучающимися начальных классов предлагается организовать графический флешмоб «Шар
дружбы». В рамках мероприятия, участники создают шар из папье-маше с рисунками на выбранную тему,
иллюстрирующие все культурное многообразие народов России. Темы рисунков педагог выбирает
самостоятельно (например, народные костюмы, кухня, фольклор и т.д.). Цель мероприятия – показать
обучающимся единство разных народов нашей страны.
6. Коллективно-творческое дело «Сказки народов России» Рекомендуемый возраст: 1-11 класс.
Коллективно-творческое дело (КТД) — это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое
обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности,
позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки
и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Подробное описание этапов осуществления КТД смотреть по ссылке.
Советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
совместно с активом школы предлагается организовать и провести КТД «Сказки народов России».
В начале работы обучающиеся изучают (читают) сказки народов России (рекомендуем начать прочтение со
сказок, которые близки вашему региону). После прочтения перейти к обсуждению (можно использовать
любой удобный для вас формат). Далее поделить детей на микрогруппы и создать собственный мультфильм
на основе сказки, которая была зачитана. Для работы в начальных классах по созданию мультфильмов
можно привлечь старшие классы.
Мультфильм может быть выполнен в любой технике. Приветствуется творческий подход. Готовый
мультфильм можно опубликовать в информационно- телекоммуникационной сети Интернет в социальной
сети «ВКонтакте» на официальной странице образовательной организации с общими хештегами
мероприятия и #сказкиРоссииНД
7. Совместный формат с Российским обществом «Знание»: просмотр тематического цикла
видеороликов «ДНК России». Рекомендуемый возраст: 5 – 9 класс.
Советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
предлагается организовать просмотр цикла
Красноярский край
видеороликов «ДНК России» с последующим обсуждением в формате открытого микрофона:
− ДНК России. Солидарность, согласие, соборность;
− ДНК России. Мы – многонациональный народ;
− ДНК России. Неформальные символы – единство в многообразии.
Вы можете выбрать другую художественную или документальную картину с учетом требований Федерального
закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию».
Красноярский край
Подготовка отчетного материала
Подготовка видеоматериала для отчетного ролика:
⎯ видео совместной деятельности обучающихся и советников
по проведению ряда мероприятий.
Просим предоставить видео с мероприятий. Крупные, средние и общие планы, эмоции, совместную
деятельность советников и обучающихся, участников форматов.
Требования к видеоматериалу.
технические требования к видео совместной деятельности:
⎯ горизонтальное;
⎯ full hd;
⎯ разрешение мин 1280 на 720.
технические требования к видео интервью:
⎯ горизонтальное;
⎯ статичное full hd;
⎯ разрешение мин 1280 на 720;
⎯ средний план;
⎯ качественный звук (запись на микрофон).
Требования к фотографиям:
− камера фотоаппарата или хорошо снимающего телефона;
− человек, предмет не должны быть обрезанными;
− фото не смазано;
− на фото обязательно присутствует советник и участники;
− присылайте 2-3 качественных снимка с мероприятия
(2 горизонтальных, 1 вертикальное): фотографии крупного плана, пару общих, фото в действии.
− на одном фото 3-5 участников;
− отвлеките обучающихся, камеры как будто нет, обстановка естественная, не
наигранная.
!Не принуждайте участников, а заинтересуйте, сделайте так, чтобы у них были естественные эмоции.